Что нельзя делать перед зеркалом?

Для того чтобы не допустить в свою жизнь негатив, желательно знать, чего перед зеркалом делать не стоит.

  1. Существует поверье, которое объясняет, почему возле зеркала нельзя спать. В нем говорится, что этот отражающий предмет является своеобразным энергетическим вампиром, и если поставить напротив него кровать, то это может грозить потерей положительной энергии. В результате у человека ухудшается самочувствие, он начинает страдать бессонницей и становится чересчур раздражительным. Причем в данном случае нет разницы, как именно спать: ногами к зеркалу или головой.
  2. С наступлением темноты нельзя подходит к зеркальным поверхностям. В это время суток существа, живущие в потустороннем мире, приобретают силу и способны негативным образом повлиять на человека, вытягивая из него энергию и вызывая переживания.
  3. Согласно народным приметам, перед зеркалом нельзя есть. В народе говорят, что так можно лишиться не только здоровья, то также внешней привлекательности и ума.
  4. В зеркальные поверхности нельзя смотреть, если в доме есть покойник. Это связано с тем, что душа отправляется в мир иной не сразу, а на протяжении нескольких дней продолжает летать среди живых. И если душа умершего попадет в зеркало, то так никогда и не обретет покоя. По этой причине все зеркальные поверхности в доме завешивают и не открывают на протяжении сорока дней.
  5. Нельзя смотреть в зеркало вдвоем, так как оно отражает чувства и мысли. И если человек, который в данный момент стоит перед отражающей поверхностью рядом с вами, испытывает злость или зависть, то зеркальная поверхность непременно передаст этот негатив вам.
  6. Нельзя смотреться в зеркало, которое треснуло или разделено на несколько частей. Считается, что биополе человека будет нарушено, из-за чего произойдет потеря положительной энергии.
  7. Нельзя класть фотографии таким образом, чтобы они отражались в зеркальной поверхности. Существует мнение, что благодаря отражению создается своеобразный коридор, по которому сущности, живущие в потустороннем мире способны добраться до человека. Через фото они негативно повлияют на него, вызвав ночные кошмары и необоснованные страхи.

Считается, что наибольшую опасность представляют старые зеркала, которыми ранее пользовались до вас. Их поверхность может быть пропитана отрицательной энергией, которая отразилась от образа жизни и мыслей членов другой семьи. И весь этот негатив рано или поздно может перенестись в ваш дом.

Где нельзя вешать зеркало?

Существуют определенные запреты относительно места расположения зеркала в доме.

Прихожая

Нельзя вешать зеркало напротив входной двери. Когда она заперта, то положительная энергия не имеет возможности проникнуть в дом. А когда дверь открывается через нее уходят потоки благополучия и успеха. Таким образом получается, что отработанный негатив не успевает покинуть помещение, а поступление свежих потоков блокируется. По той же причине не допускается ставить зеркало напротив окна.

Разобравшись, почему нельзя располагать отражающие предметы подобным образом, следует также отметить, что ожидает жильцов квартиры, если пренебречь этими советами.

  • Согласно приметам, обитатели дома будут постоянно уставать и часто болеть. И объяснить это довольно просто – из-за дефицита положительной энергии.
  • Зеркальная поверхность способна впитывать потоки негативной энергии, которая будет поступать от людей, приходящих к вам в гости. В скором времени такая энергия повлияет на поведение и здоровье всех домочадцев.
  • В народе говорят, что зеркалу не место напротив входной двери, так как удача, войдя в дом и увидев свое отражение, сразу же покинет его. Она решит, что в ней здесь попросту не нуждаются и устремится на поиски нового жилища.
  • Приметы не советуют располагать таким способом зеркальную поверхность, так как это сулит приход непрошеных гостей. А если отражающий предмет будет постоянно висеть напротив двери, то такие визиты станут довольно частыми.

Спальная комната

Далеко не самым удачным местом для расположения является спальня, а, точнее, прикроватная зона. Разберемся, почему нельзя его здесь устанавливать.

  1. Согласно приметам, если человек во время сна будет отражаться в зеркале, ему грозят многочисленные неприятности. И здесь речь идет не только о бессоннице, но также и о постоянных ссорах в семье.
  2. Наши предки полагали, что во время ночного отдыха человек становится особенно уязвимым. И если живая душа вдруг окажется в зазеркалье, потусторонние силы больше не отпустят ее.
  3. Нельзя располагать зеркало и над кроватью. В народе говорят, что отражающий потолок способен внести разлад в отношения между супругами, что непременно приведет к разрыву.
  4. Существует и другое поверье: если супружеское ложе будет отражаться в зеркале, то это может привлечь измену. При этом очень плохо, когда отражается не только кровать, но и дверь в спальню.
  5. Если зеркало будет стоять в спальне напротив кровати, то во время сна все подсознательные опасения человека начнут проявляться с двойной силой. В результате становится понятно, почему нельзя располагать отражающий предмет подобным способом: негативные эмоции возрастут, а зеркало спроецирует их на реальную жизнь.
  6. Зачастую в спальне устанавливают большой шкаф с зеркальными дверцами. Это очень плохо, так как в них отражается не только кровать, но и углы, в которых, согласно мнению специалистов по Фэншуй, прячется нечистая сила.
  7. Недобрый знак, когда в зеркальной поверхности тело человека отражается не полностью, например, срезаны ноги или лоб. В этом случае во время сна происходит отсечение энергетических потоков, что в дальнейшем может привести к болезням. Причем недуги коснутся тех частей тела, которые не видны в зеркале.
  8. Если же будет отображена только нижняя часть туловища, то это, согласно приметам, приведет к снижению самооценки: человек будет чувствовать опустошенность, появится склонность к ведению затворнического образа жизни, возможно развитие заболеваний выделительной системы и половых органов.

Кухня

Расположение на кухне также имеет немаловажное значение. К примеру, если оно будет висеть напротив плиты, то, согласно народным поверьям, домашние дела хозяйке начнут даваться тяжело, и она будет сильно уставать.

Специалисты по Фэншуй советуют устанавливать зеркало напротив обеденной зоны. Эта зона символизирует достаток в доме, и подобное расположение отражающей поверхности позволит его увеличить.

Рабочий кабинет

Зеркало вполне может находиться в кабинете главы семьи, однако непосредственно напротив рабочей зоны его вешать нельзя. В противном случае объемы работ постоянно будут увеличиваться.

Кроме того, не допускайте, чтобы в зеркальной поверхности были видны сломанные предметы, поврежденные поверхности или беспорядок: незаконченный ремонт, старая мебель, отвалившаяся плитка и т. п. Если этот негатив отразится, он вновь и вновь будет возвращаться в ваш дом.

Как обезопаситься и уберечь себя от неприятностей?

Подружиться с зеркалами очень просто.

  • Они всегда должны быть идеально чистыми. А если недавно произошла ссора, их стоит вымыть еще раз.
  • Если вы желаете избежать неприятностей, после прихода гостей зеркальные поверхности желательно протереть влажной губкой.
  • Получили зеркало в подарок – тщательно вымойте его святой водой.
  • Если зеркало стоит в неподходящем месте, то уравновесить энергетику поможет большой цветок, расположенный рядом, или ваза с молодыми побегами бамбука.
  • Уходите из дома – посмотрите на свое отражение и попросите двойника оберегать жилище во время вашего отсутствия.
  • Купили зеркало – накройте его белой тканью и оставьте так на пару дней. Полотно впитает всю информацию, после чего его необходимо будет просто выбросить.

И помните, в каком бы настроении вы ни пребывали, подходя к зеркальной поверхности, старайтесь избавиться от негатива. В следующий раз обязательно сработает принцип бумеранга: зеркало, заряженное потоками позитива, вернет его вам в удвоенном количестве.

Зеркало в спальне — приметы считают явно негативным предметом и категорически запрещают его использование. Из этой статьи узнаете, почему нельзя спать возле зеркала и как правильно разместить.

Зеркало в спальне — приметы

Большая часть жителей современных квартир испытывает желание расширить пространство хоть зрительно, и зеркала неплохо помогают в этом. Сейчас популярны зеркальные шкаф-купе и зеркала во всю стену, что создают интересный дизайн. Но не все знают, что разместить зеркало можно не в любом месте, и больше предосторожностей по поводу спальни.
При создании интерьера комнаты не каждый человек задумывается о том, как он повлияет на него в дальнейшем. Зеркало в спальне считается плохим знаком, если верить приметам. Зеркалам приписывались магические свойства, с их помощью призывали потусторонних сущностей, считали порталами в другие измерения. До нас дошел обычай завешивать зеркала тканью в доме, где лежит покойник, чтобы душа не заблудилась в отражении и не осталась в нем пугать жильцов дома.

Народные приметы не советуют ставить зеркало в спальне. Это не подходящий аксессуар для комнаты, где люди отдыхают. Учение фэн-шуй тоже так считает, мотивирует тем, что негативная энергия – от чего человек освобождается во время сна, отражается от зеркальной поверхности и попадает обратно, не находя выхода. Когда в отражении видна дверь в комнату, такая примета к неудачам.

Не рекомендуют размещать в спальне зеркала и психологи. Случается мы просыпаемся не в хорошем настроении, что сказывается и на внешнем виде. Отражение, что не вызывает приятных эмоций, испортит настроение на весь день. При засыпании отражения собственных движений, фар от проезжающих машин не дадут почувствовать себя в безопасности, что негативно скажется на качестве сна. Отдельные специалисты связывают спектрофобию с наличием неправильно расположенных зеркал.

Зеркало напротив кровати — приметы

Зеркало напротив кровати относится к плохим приметам. Отражаться в нем, когда спишь, нельзя. Так считали многие народы. Славяне верили, что таки вещи открывают двери в мир духов, что враждебно относятся к людям. Подобные верования и сделали их одним из главных атрибутов опасных гаданий.

В Европе зеркала считали безопасными для присутствия в доме, потому что верили, что открыть дверь между мирами сложно. Но спать и отражаться в них опасались, боялись не проснуться.

Многие народы считали, что во время сна душа покидает тело и отправляется путешествовать. Когда во время возвращения в тело она увидит собственное отражение, ее утащат в другой мир. По еще одной версии душа пугается и забывает дорогу.

Это устаревшие верования, но определенный смысл в них присутствует. Немало людей спят и отражаются в зеркалах комнаты и просыпаются утром, живые и здоровые. Но самочувствие страдает часто. Есть еще одна примета, что гласит: установленное напротив кровати зеркало забирает у человека энергию. Это приводит к бессоннице, постоянной сонливости и раздражительности, ночные кошмары становятся частым явлением, как и ссоры в доме.

О том, что зеркало забирает жизненную силу, верили и в древности, поэтому старались не смотреть на собственное отражение долго. Детям до года и нельзя видеть отражение, иначе вырастет беспокойным, подверженным фобиям и болезням.

Специалисты фэн-шуй считают, что когда в отражении видна супружеская кровать, это приведет к изменам и ссорам на пустом месте. А когда на кровати спит один человек, его ждут неудачи. Приметы о зеркале в спальне действуют и тогда, когда не отражаетесь целиком, а частью тела.

Меры предосторожности

В зеркале не должны отражаться дверь в спальню и кровать, а в идеале располагают в другой комнате. Это нежелательный предмет для спальни вообще, но когда разместить негде, примите меры по защите от дурного воздействия отражения.

Хорошо когда оно окажется круглым или овальным, это исключает возможное магическое использование предмета как дверь из другого измерения. Лучше когда ваше отражение помещается в нем во весь рост, когда маленькая вещица, чтобы голова была видна целиком. Когда отражение «обрезает» часть, это грозит головными болями.

Избегайте зеркал, что имеют историю. Это касается антиквариата. Есть знаменитые на весь мир зеркала-убийцы, владельцы коих погибали при странных обстоятельствах. Старинные вещи нельзя вешать возле кровати или в спальне, в доме вообще, когда не знаете их истории. Избегайте и зеркал, где отражались неприятные события.

Когда не хочется избавляться от такого предмета возле кровати, завешивайте непрозрачной тканью на ночь. Не приносят беду и такие варианты отражающих поверхностей, что находятся на внутренней поверхности двери шкафа. Но все зеркала в cпальне надо мыть холодной проточной водой, чтобы избавиться от негативной энергии.

Ко всем подобным приметам действительно стоит прислушаться, отражающие поверхности издревле считались порталами в потусторонние измерения, где скрывается огромная сила и опасность.

>Александр ИгнатенкоЗеркало ислама

Мухаммад

Мухаммад – имя Пророка ислама

Введение
Слово и образ

Хорхе Луису Борхесу

Здесь и далее на оборотах шмуцтитулов воспроизведены образцы «зеркальной» арабской каллиграфии. Правая относительно вертикальной оси часть текста читается как обычно – справа налево, а левая, являющаяся зеркальным отражением правой части, – в Зеркале.

Сначала Бог создал Зеркало. Божественное отражение в Зеркале стало Совершенным Человеком – вселенским Адамом. Возникший мир воспроизвел строение и свойства этого космического существа прообраза вселенной, присутствующего во всем сущем. Тем самым Бог, создав абсолютное Зеркало в самом начале акта творения и отразившись в этом Зеркале, присутствует в мире, будучи в то же время трансцендентным по отношению к нему. Мистик, повторяя собой атрибуты Совершенного Человека, становится Зеркалом, в котором отражается мир и Бог, а через мистика реализуется Богоявленность. Он уподобляется Богу, сливается с Ним.

Мир, в которой живет человек, – Зеркало. Его, наверное, окружают некие предметы и вещи, но видит он не их, а независимые от вещей, односторонние, не имеющие тыльной стороны призраки, которые и могут-то стать видимыми только в зеркальных поверхностях на поверхности воды, в отполированном лезвии меча или Зеркале. И в воздухе, который есть не что иное, как бесконечное количество невидимых и нетелесных зеркальных плоскостей.

Однородны те образы, которые видит человек в Зеркале, и те, что приходят к человеку в сновидениях. И само знание вещей в их истинности есть знак в Зеркале.

Это – идеи тех мыслителей, которые стали славой ислама. В первом случае – это Ибн-Араби (1165–1240) пего последователи сторонники философского направления единства бытия . Во втором – ас-Сухраварди (ок. 1155–1191) и школа ишракитов . Третий пример имеет отношение к взглядам Мухаммада Абу-Хамида аль-Газали (1058–1111).

Не только упомянутые мыслители обращались к Зеркалу. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) и Ибн-Рушд (Аверроэс, 1126–1198), практически все мутазилиты и основатель ашаризма Абу-ль-Хасан аль-Ашари (873–935)… Пожалуй, трудно найти исламского мыслителя, который бы не рассуждал о Зеркале или хотя бы просто не упоминал о нем.

Зеркало… Если убрать все, что с ним так или иначе связано в исламской мысли, она утратит немалую часть своего блеска. Но не только. Если это сделать, эволюция исламской мысли окажется во многом немотивированной, а ее содержание необъяснимым. Ведь Зеркало является важной категорией этики и теологии, философии и мистицизма, и даже эсхатологии и космологии. Рискну утверждать, что Зеркало — системообразующий концепт средневековой исламской мысли.

Зеркало имеет в исламской мысли свою историю. При внимательном рассмотрении средневековых источников выстраивается своего рода фабула. Начало ее – в метафорическом употреблении Зеркала, окончание – в гипостазировании Зеркала и представлении об особом запредельном, трансцендентном мире Зеркала (своего рода Зеркалье), где существует своя жизнь, есть города с волшебно звучащими названиями – Джабулк, Джабурс, Диковинная Хуркалия. А горожане на рынках этих городов Зеркалья торгуют образами… Примерно к XIII в. сложилось более или менее оформленное представление о Боге и вселенной, мире и человеке, бытии и познании как о сложной системе Зеркал, доносящих до каждого человека образ Бога и возвышающего его над тварным миром, делающего его сопричастным Божественному.

Почему вдруг Зеркало заняло такое – чуть ли не центральное место в спекулятивной мысли средневекового ислама?

Ислам религия завершившегося Божественного Откровения. Пророк Мухаммад (ок. 570–632), покинув земную юдоль, оставил исламской общине результат Откровения – Писание (Коран) и Предание (Сунну) , т. е. особый, уникальный текст, точнее Текст. Последующая история исламской мысли со всеми ее внутренними спорами драма экспликации, прояснения смысла сакрального Текста. Мыслители самых разных, в том числе споривших и враждовавших одна с другой школ, – теологи и философы, мистики и правоведы, поэты и врачи , – все они, каждый по-своему, в конечном счете трудились над пониманием Текста. И нередко приходили к одним и тем же результатам, чаще – к разным, созидая сложное и несколько вычурное здание исламской спекулятивной мысли.

Одним из способов понимания Текста было обращение к вещам и предметам, существам и свойствам дольнего, человеческого, тварного мира. Так, знаменитый теолог и мистик Абу-Хамид аль-Газали, который долго был для средневековой Европы «царем философов», ведя речь о тех единобожниках, которые «обладают правильным пониманием», характеризует последних как тех, кто рассматривает самих себя, равно как и все остальные виды сотворенных существ, предметов и качеств «составное и простое, свойство и обладающее свойством, живое и безжизненное, говорящее и молчащее, движущееся и неподвижное, темное и светлое», – рассматривает все это как Божественные письмена1. {хатт Иляхи} И это – не единичный пример. Еще сравнительно ранний мыслитель Ибн-Масарра (883–931) утверждал в «Послании о размышлении»: «Весь мир – книга, а ее буквы – это Его (Бога. – А.И.) речь. Ту книгу читают люди проницательные очами истинной мысли в соответствии с их зрения и широтой разумения»2. Спустя полтысячелетия в трактате «Совершенный человек» Абд-аль-Карим аль-Джили (ум. в 1428 г.) заявляет: «Существующее {мавджудат} — речь Бога», особо отмечая, что каждое возможно-сущее {мумкин} есть отдельное слово Бога3. Как видим, традиция трактовки мира как текста (со строчной буквы), дополняющего и разъясняющего Текст (с прописной), укоренена в исламской мысли.

Обратим особое внимание на зависимость такой трактовки мира как текста – своего рода приложения к сакральному Тексту, – ее зависимость от проблемы однажды закончившегося Откровения. Мы обнаруживаем неприкрытую, прямую и очевидную связь, которую устанавливают исламские мыслители между прекращением Откровения (оно закончилось со смертью Пророка Мухаммада Печати Пророков), с одной стороны, и представления о мире как тексте – с другой стороны. «Знай, – пишет аль-Газали, – из-за того, что людям в каждом случае {фи кулли халь; хитаб} трудно познать речь Всевышнего Бога (Коран. – А.И.), особенно – после прекращения {инкита‘ аль-вахй;} Откровения , Всеславный Бог проявил {азхара} людям Свою речь посредством ощутимых вещей {умур махсуса}…»4. Правильное прочтение вещественного и событийного мира, этих Божественных письмен поможет мусульманину познать мир. И познать Бога. Здесь мы касаемся, пожалуй, самого сокровенного и сущностного в исламской мысли отношения к слову. Прежде всего к слову в Коране. Трудно представить тот трепет, с каким верующий мыслитель рассматривал каждое кораническое выражение, которое, вместе с другими, составляло некое Божественное знамение . Ведь в нем, в этой Божественной речи смысл бытия мира и человека, обещание жизни будущей и наказ, который надлежит понять и исполнить в точности.

Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду на арабском языке, и Божественный замысел понятен Свой завет людям Бог дал именно на людском, человеческом, понятном языке. Но здесь возник некий перепад между Божественным и человеческим Божественное знание изложено на тварном наречии, теми словами, что употребляют погонщики верблюдов и торговцы, воины и поэты. Не ошибиться, понять слова Божественной речи не в их профанном, тварном смысле, а в их сакральном, Божественном значении означало бы приблизиться к Богу, быть осиянным Его мудростью, Его светом. Быть сопричастным Вечности. Стать бессмертным.

Слово расщепляется на тварное значение и на Божественное содержание. Слово, отнесенное к Богу, ко всему Божественному, в своей тварной понятности становится недоступным пониманию: если в Коране говорится о Божественной длани, то это слово не может обозначать то же самое, что длань в отношении сотворенного существа – человека. А вино, обещанное тем, кто попадет в Рай, не может быть тем кислым пойлом с мутным осадком, что торговцы продают в грязных кувшинах на рынке, называя это тоже вином.

Самый простой способ экспликации, т. е. понимания и разъяснения, Текста заключался бы в метафоризации лексических единиц и их сочетаний. Скажем, длань может означать силу. Или благодеяние. Или еще что-то. Так же проста и в то же время субъективна в отношении Текста процедура его символизации: говорится одно, а подразумевается другое. Но тут не может быть уверенности в правильном понимании: если слово длань может означать и силу, и благодеяние, то сомнительно и одно, и другое понимание. И будут продолжаться споры теологов хотя нужна однозначность.

В исламской мысли сформировалась иная, в некотором смысле буквалистская, но на самом деле – изысканно спекулятивная трактовка Божественных слов. Они стали трактоваться как обозначающие то, что существует реально. Скажем, говорится о длани, значит Божья длань существует. Говорится о реках молока в Раю, значит там существует молоко. Но есть одно, важнейшее условие понимания – все, что есть в мире Божественном, не является таким, не может и не должно быть таким, каково оно в мире земном, тварном. Слово расщеплено на два смысла тварный и Божественный.

Чтобы проиллюстрировать эту экспликативную логику, я приглашаю читателя отвлечься на минуту-другую и прочесть рассказ аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса, проникновенного исследователя исламской мысли, «Два царя и два их лабиринта» .

В этой новелле продемонстрирована применимость одного и того же слова к разнопорядковым, в некотором отношении абсолютно разнопорядковым вещам. Но лабиринт во втором случае – не метафора. Борхес описал модель восприятия слова как расщепленного на два несовпадающих значения, каждое из которых – значение реальное, или, как принято говорить, буквальное, т. е. не-метафорическое. И значение слова при этом все-таки едино, будучи обогащено приложением его ко второму лабиринту. К тому же второй лабиринт, созданный Богом (а пустыню создал Он), может иллюстрировать Божественную Силу и Величие несравнимые с силой и величием вавилонского царька. Но и это еще не все. Настоящим существующим лабиринтом, созданным Богом, является вселенная . И если мы поймем сходство и различие между тем, что произведено тварным существом – человеком (в нашем случае лабиринт вавилонского царя), и тем, что создано Богом (вселенная), нам станет ясно, как отличаются названные одним словом мощь {кудра} человека и Мощь {Кудра} Бога . Или – нам станет ясно, как все это представляли исламские мыслители Средневековья.

Понять Божественный смысл слова, имея в распоряжении только тварные денотаты этого слова, – вот задача, которую решали исламские мыслители, многие – даже не формулируя ее. И оказалось, что это возможно пусть не в полной мере, но возможно. Один из вариантов этой процедуры рассмотрение смысла слова как во всех случаях контекстуального, зависимого от контекста. С точки зрения Ибн-Таймийи (1263–1328), в речи происходит не так, что существует некое слово, обладающее определенным смыслом, скажем, рука, и человек употребляет это слово, обладающее определенным смыслом, который изменяется, нюансируется в зависимости от того, к какому конкретному предмету это слово прилагается. Наоборот, смысл слова всегда конкретен, контекстуален — человеческая рука, рука Зайда, рука Бога, сжатая рука, и так практически до бесконечности. Контекстом может быть и ситуация, в которой совершается высказывание. Человек употребляет в речи множество комплексов слово плюс контекст, и об абстрагированном смысле слова, являющемся вторичным по отношению ко всем этим комплексам, можно сказать, что этот смысл складывается благодаря употреблению как раз этих комплексов слово плюс контекст. При этом Божественный смысл слова может быть понят через понимание всех допустимых комплексов слово плюс контекст, включая такой же комплекс, отнесенный к Божественному Его полный и абсолютно точный смысл не может быть доступен человеку, пребывающему в тварном мире, иным путем по причине трансцендентности Бога .

Но если слова, одновременно приложимые в Коране к Божественному и тварному, расщепляются на два смысла, то допустимо полагать, что слова, приложимые в обычной речи к тварному миру и не употребленные в Писании, могут дать некое знание о мире Божественном, источнике тварного мира. Вспомним: слова Мощь и Рука приложимы к Богу, и те же слова мощь и рука приложимы к человеку . А другие слова? И когда аль-Газали говорит о Божественных письменах , о том, что Бог проявил свою речь посредством ощутимых вещей, он подразумевает следующее. Не только слова, употребленные в Коране, расщепляются на тварный и Божественный смысл. Но и любое слово, за пределами Корана, не попавшее в него вследствие прекращения Божественного Откровения, может иметь, имеет (должно иметь?) два смысла – тварный и Божественный. Слово, любое слово, расщепляется, удваивается. Каждое слово, всякий текст, несущие в себе тварный смысл, могут стать ключом к постижению иного смысла Божественного . Крайнее выражение этой тенденции – хуруфизм , выражавшийся в поисках скрытого Божественного смысла в числовых значениях слов и их сочетаний, приписывании неких смыслов отдельным буквам различных слов (не только коранических)5.

Слова становятся материалом для спекулятивного конструирования трансцендентного, недоступного для человека, Божественного мира.

Однако и это не все. Предметам приписываются новые свойства не только в зависимости от того, насколько точно познан сам предмет, но и в зависимости от того, что дал перенос его имени на недоступные сущности. Описание трансцендентного мира в терминах мира земного, тварного приводит к тому, что и этот, тварный мир вовлекается в процесс спекулятивного конструирования. Это и концепция Совершенного Человека, одновременно Божественного и земного, и метафизика Света, который может трактоваться как Богоявленность в тварном мире, и концепция единства бытия, которая, как следует даже из самого ее названия, предполагает некое единство Божественного и тварного. Происходит своего рода зеркальная игра мысли: от тварных предметов к вещам трансцендентным – к тварному миру. И обратно…

Среди ословесенных вещей человеческого мира или, как посмотреть, овеществленных слов – Зеркало. Само Зеркало — опредмеченное выражение расщепления единого. Зеркало удваивает мир – подобно тому, как удваивает его слово, употребленное в, назовем это так, коранической языковой среде, т. е. в той стихии арабского языка, которая структурируется Кораном.

Но Зеркало еще и предмет исключительно необычный – не ровня другим предметам. И редкий. Представим себе мир средневекового мусульманина. Он, этот мир, шершавый и по преимуществу тусклый . Глинобитные или каменные постройки; окна, естественно, не застеклены; песок и пыль набиваются в шерсть верблюду; грубые одежды бурого цвета; войлочные стволы пальм… И среди этой тусклой шершавости отполированные человеком или Богом островки иного мира – крайне немногочисленные Зеркала. Да еще почти такие же редкие озерца, в которых можно увидеть небо. Или колодцы, в прохладную глубину которых заброшено Зеркало. Уже только поэтому Зеркало не могло не привлекать не только, скажем, физиков или магов (а они воздали ему должное!), но и спекулятивных мыслителей, тщившихся понять, каким может быть абсолютное Божественное Зеркало.

При этом, как я полагаю, использование Зеркала в спекулятивной мысли допустимо еще рассматривать как своего рода компенсацию, призванную ввести в культурный (в том числе – интеллектуальный, спекулятивный) оборот зрительные образы, которые обладают большим экспликативным потенциалом.

А образность была в исламе под запретом. Есть абсолютно достоверный хадис Пророка, запрещающий изображать живые существа. «Кто изобразил образ {саввара суратан}, тот должен вдохнуть в него дух, а ведь он не вдыхающий»6. Это значит, что человек, изобразивший некий образ (из других хадисов ясно, что обязательно подразумевается наличие у образа головы), обязан оживить его, вдохнув в него животворящий дух, но сделать это он не в состоянии, ибо это может совершить только Бог. А само изображение образов есть подражание Богу (одно из Его имен – Наделяющий образом {аль-Мусаввир}) – грех, который, как ясно из другого хадиса, будет наказываться в Судный день наисильнейшим мучением тех, кто этот грех совершил. Есть и такой хадис Пророка: «Ангелы не входят в дом, в коем есть образ {сура}»7. Тем самым для мусульман в принципе исключалось аллегорическое изображение, например, Тщеславия в образе женщины, сосредоточенной на том, что она рассматривает себя в Зеркале (таких изображений существовало много в средневековой христианской Европе) .

Но человеческое воображение, если можно так выразиться, требовало зрительности, образности. На этот счет есть не лишенное юмора свидетельство аль-Газали в книге «Критерий знания, или Искусство логики». Он предлагает читателю поразмыслить о том знании, которое у читателя есть, о Творце мира, т. е. Боге, и о том, что Он существует, не будучи в каком-либо конкретном месте {мавджуд ля фиджиха}. Воображение сразу потребует от человека наделения Творца цветом, пространственными характеристиками (размером, близостью, удаленностью), связи с миром или отделенности от мира всего того, что человек видит в предметах, обладающих формой {шакль} и цветом. При этом воображение не требует наделения Бога вкусом и запахом. Так происходит потому, что воображение (во-ображ-ение) , без которого человек в процессе мышления обойтись не может, «приучено в наибольшей степени и с наибольшей силой к зрительным данным {мудракат аль-басар}, и его требование долю зрения более настоятельно и насущно»8 » (Аристотель. Метафизика. Кн. I (А), 980а, 21–30).].

К этому свойству человеческого восприятия и мышления обращался Пророк Мухаммад, наставляя верующего мусульманина в достоверном хадисе: «Служи Аллаху, как будто ты видишь Его»9 .

В сущности, едва ли не весь исламский мистицизм (суфизм) построен на зрительности. Мистики-суфии назывались людьми созерцания (лицезрения) {ахль аль-мушахада}. Основатель иллюминизма ас-Сухраварди, в концепции которого Свет и выявляемые им цвета, образы и формы играют главную и решающую роль, сообщает о том, что блаженные, или достигшие счастья, душой возносясь в горние выси, к Свету Светов – Богу, наслаждаются – не чем-нибудь, а образами {сувар, ед.ч. сура}, которые, чем выше подымается блаженный, тем они «чище и приятнее»10. Лицезрение Бога – конечная цель всех усилий суфия и смысл его существования11.

Зеркало разрешало коллизию между потребностью образности и запретом на образы . Изображение образов (воспользуемся выражением из хадиса Пророка) и экспериментирование с образами (например, с экспликативными целями) не могло быть запрещено, если для этого использовалось Зеркало, которое для этой цели вполне годилось: ведь чье-то отражение в Зеркале – это не что иное как мгновенное создание образа – как человека, так и любой вещи. Но есть подтверждение тому, что Зеркало ассоциируется (не может не ассоциироваться!) с запретным изображением образов: в исламском шариатском праве имеется запрет на использование Зеркала на сакральной территории и в сакральном времени, где запреты и наказы ужесточаются. Когда мусульманин, совершая паломничество {хаджж} в Мекку, входит в состояние, называемое ихрам, которое предполагает предварительное выполнение ряда очистительных обрядов и облачение в особую одежду (тоже ихрам), состоящую из двух кусков белой ткани, строгие ханбалитский и маликитский толки {мазахиб, ед.ч. мазхаб} шариатского права вообще запрещают использование Зеркала; в других, более либеральных толках (ханафитском и шафиитском) его можно использовать, но только в случае крайней необходимости, например, при ранении лица или для того, чтобы выправить завернувшуюся ресницу12.

Но в принципе Зеркало не является запретным для мусульманина, более того, в соответствии с Сунной Пророка, им надлежит пользоваться. «Если он (Пророк Мухаммад. – А.И.) отправлялся в путешествие, то брал с собой пять вещей: зеркало, палочку для накладывания сурьмы , ножницы, деревянную зубочистку и расческу» – это один из вариантов хадиса, помещаемого в раздел о гигиене или путешествии соответствующих сборников13. Употребление Зеркала Пророком легализует Зеркало (и образы) в пространстве исламской культуры .

И еще одна гипотеза относительно причин такого внимания к Зеркалу. Она связана с тем словом, которое буквально неотделимо от Зеркала. Это – слово образ. Где Зеркало, там и образ; где образ, там и Зеркало. Даже достаточно еретические построения Ибн-Араби о мире вселенском Адаме, который является отражением Бога в Зеркале, имеет одним из своих обоснований известный и достоверный хадис Пророка «Создал Бог Адама по Своему образу».

Это слово образ — было своего рода ключиком, который открывал сокровищницы теологической и философской проблематики. Ведь арабское слово образ {сура} означает не только образ как таковой, но и оболочку, форму (в перипатетическом смысле), энтелехию (тоже в духе Аристотеля), идею (в духе Платона или Плотина) и даже душу (в разных смыслах). Все эти предметы, точнее концепты, исключительно сложны для понимания, но буквально в руках у мыслителя было орудие, которое позволяло что-то смоделировать, а что-то и увидеть воочию. Это орудие – Зеркало. И – то, что в нем обнаруживается, а именно – образы {сувар}, или, если дать единый на все случаи перевод этого слова, образы-оболочки-формы-идеи-энтелехии-души . Нельзя было не воспользоваться таким орудием. Зеркалом мыслители и пользовались в своих теоретических изысканиях. И прослеживая разные повороты Зеркала, мы можем понять, как происходило спекулятивное конструирование Бытия, такое конструирование, для которого Зеркало являлось своего рода инструментом, Коран и Сунна представляли собой обязательный источник вдохновения, а вспомогательным материалом были перипатетизм, неоплатонизм, гностицизм, а то и доисламские вероучительные системы – иудео-христианское наследие, зороастризм и т. п.

Ситуации из повседневной жизни

Сколько раз в течение дня Вы смотрите на себя в зеркало?

Человек каждый божий день смотрит в зеркало от трёх до несколько десятков раз. Особенно часто в зеркало смотрят девушки. Ислам – религия чистоты, красоты и призывает быть аккуратными, чистыми и опрятными. Но каждый взгляд в зеркало тоже можно превратить в поклонение Всевышнему, если совершать это действие с намерением поблагодарить Господа за то, что Он сотворил нас в такими и попросить Его улучшить наш нрав.

» اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي فَحَسِّنْ خُلُقِي» .

«О Аллах, Ты сделал меня красивым, так укрась и мой нрав», – этим словам нас научил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение).

قالى تعالى (وَشَرَوْهُ بِثَمَنٍ بَخْسٍ دَرَاهِمَ مَعْدُودَةٍ) يوسف 20

Когда-то Юсуф (мир ему), посмотрев в зеркало, поразился своей красоте и подумал, что, если бы он был рабом,никто не смог бы купить его за деньги, так высока, по его мнению, была бы его цена. Аллах не приемлет тщеславия и унижает того, кто стремится к славе. Из-за самодовольства Юсуф (мир ему) был уподоблен беглому рабу и продан братьями за бесценок. Этот случай упоминается в Священном Коране. (Из книги «Кисасульанбия», в двух томах. – 1-й том.)

Алимы говорят, что когда нам нужен совет, мы находим его у других; кто говорит нам о наших недостатках, тот является зеркалом для нас, ведь мы не видим свои недостатки так, как могут увидеть их другие.

Если свет наставления не упадёт на грудь, мрак неверия не даст сердцу осветиться. Если очистится зеркало сердца, истина выявится, и станут понятны смысл и суть тайного и явного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *