Зигмунд Фрейд — О сновидении

12 3 4 5 6 7 …11 sci_psychology ЗигмундФрейд52f69d3b-2a83-102a-9ae1-2dfe723fe7c7О сновидении

Книга рассчитана на психотерапевтов, психологов, социологов и всех интересующихся проблемами психоанализа.

Freud, Фрейд, психоанализ, психотерапия, невроз, невротик, истерия rude Sergej Chumakov Tibioka FB Tools; edit+; hands, FB Editor v2.0 2005-10-08 http://fictionbook.ru 7C969758-5176-489C-A9C3-1DB3C38D4971 1.1

1.0 – 7.10.2005

version 1.1 – правка документа – Tibioka

В кн.: Фрейд З. Психоаналитические этюды Попурри Минск 1997

Зигмунд Фрейд

О сновидении

Во времена, которые мы могли бы назвать преднаучными, люди не затруднялись в объяснении сновидения. Вспоминая его по пробуждении, они смотрели на него как на хорошее или дурное предзнаменование со стороны высших божественных или демонических сил. С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.

Но с отпадением мифологической гипотезы сновидение стало нуждаться в объяснении. Условия возникновения сновидений, отношение последних к душевной жизни во время бодрствования, зависимость их от внешних раздражении во время сна, многие чуждые бодрствующему сознанию странности содержания сновидения, несовпадение между его образами и связанными с ними аффектами, наконец, быстрая смена картин в сновидении и способ их смещения, искажения и даже выпадения из памяти наяву – все эти и другие проблемы уже много сотен лет ждут удовлетворительного решения. На первом плане стоит вопрос о значении сновидения – вопрос, имеющий двоякий смысл: во-первых, дело идет о выяснении психического значения сновидения, связи его с другими душевными процессами и его биологической функции; во-вторых, желательно знать, возможно ли толковать сновидение и имеет ли каждый элемент его содержания какой-нибудь «смысл», как мы привыкли это находить в других психических актах.

В оценке сновидения можно заметить три направления. Одно из них, которое является как бы отзвуком господствовавшей прежде переоценки сновидения, находит себе выражение у некоторых философов, которые кладут в основу сновидения особенное состояние душевной деятельности, рассматриваемое ими даже как более высокая ступень в развитии духа; так, например, Шуберт утверждает, будто сновидение является освобождением духа от гнета внешней природы, освобождением души из оков чувственного мира. Другие мыслители не идут так далеко, но твердо держатся того мнения, что сновидения по существу своему проистекают от психических возбуждений и тех душевных сил, которые в течение дня не могут свободно проявляться (фантазия во сне – Шернер, Фолькельт). Многие наблюдатели приписывают сновидению способность к особо усиленной деятельности – по крайней мере в некоторых сферах, например в области памяти.

В противоположность этому мнению, большинство авторов-врачей придерживается того взгляда, что сновидение едва ли заслуживает названия психического проявления; по их мнению, побудителями сновидения являются исключительно чувственные и телесные раздражения, либо приходящие к спящему извне, либо случайно возникающие в нем самом; содержание сна, следовательно, имеет не больше смысла и значения, чем, например, звуки, вызываемые десятью пальцами несведущего в музыке человека, когда они пробегают по клавишам инструмента. Сновидение, согласно этому воззрению, нужно рассматривать как «телесный, во всех случаях бесполезный и во многих – болезненный процесс» (Винц). Все особенности сновидений объясняются бессвязной и вызванной физиологическими раздражениями работой отдельных органов или отдельных групп клеток погруженного в сон мозга.

Мало считаясь с этим мнением науки и не интересуясь вопросом об источниках сновидения, народная молва, по-видимому, твердо верит в то, что сон все-таки имеет смысл предзнаменования, сущность которого может быть раскрыта посредством какого-либо толкования. Применяемый с этой целью метод толкования заключается в том, что вспоминаемое содержание сновидения замещается другим содержанием – либо по частям на основании твердо установленного ключа, либо все содержание сновидения целиком заменяется каким-либо другим целым, по отношению к которому первое является символом. Серьезные люди обыкновенно смеются над этими стараниями: «сны – это пена морская».

К своему великому изумлению, я однажды сделал открытие, что ближе к истине стоит не взгляд врачей, а взгляд профанов, наполовину окутанный еще предрассудками. Дело в том, то я пришел к новым выводам относительно сновидения, после того как применил к последнему новый метод психологического исследования, оказавший уже мне большую услугу при решении вопросов о разного рода фобиях, навязчивых и бредовых идеях и пр. Многие исследователи-врачи справедливо указывали на многообразные аналогии между различными проявлениями душевной жизни во время сна и различными состояниями при психических заболеваниях наяву; так что мне уже заранее представлялось небесполезным применить к объяснению сновидения тот способ исследования, который оказал услуги при анализе психопатических явлений. Навязчивые идеи и идеи страха так же чужды нормальному сознанию, как сновидения – бодрствующему; происхождение тех и других для нашего сознания одинаково непонятно. Что касается представлений, то выяснять их источник и способ возникновения побуждал нас практический интерес; опыт показал, что выяснение скрытых от сознания путей, связывающих болезненные идеи с остальным содержанием сознания, дает возможность овладеть навязчивыми идеями и равносильно устранению их. Таким образом, примененный мною к объяснению сновидений способ берет свое начало в психотерапии.

Описать его легко, но пользоваться им можно лишь после известного навыка. Когда хотят применить этот способ к другому лицу, например к страдающему страхом больному, то последнему предлагают обыкновенно сосредоточить все внимание на своей болезненной идее, но не размышлять о ней, как он это часто делает, а стараться выяснить себе и сообщать тотчас врачу все без исключения мысли, которые ему приходят в голову по поводу данной идеи. Если больной станет утверждать, что его внимание ничего не может уловить, то необходимо энергично заявить, что такого рода отсутствие круга представлений совершенно невозможно. Действительно, вскоре у больного начинает всплывать ряд идей, за которыми следуют новые идеи; однако больной, производящий самонаблюдение, при этом обыкновенно заявляет, что выплывающие у него идеи бессмысленны или не важны, не относятся к делу и пришли ему в голову совершенно случайно, без всякой связи с данной задачей. Уже теперь можно заметить, что именно эта критика со стороны больного была причиной того, что данные идеи не высказывались и даже не сознавались им. Поэтому если удается заставить больного отказаться от всякой критики по поводу приходящих в голову мыслей и продолжать отмечать мысленные ряды, выплывающие при напряженном внимании, то можно получить достаточный психический материал, который явно примыкает к взятой в качестве задачи болезненной идее, обнаруживает связь последней с другими идеями и дает возможность при дальнейшем исследовании заместить болезненную идею какой-либо новой, вполне гармонирующей с остальным содержанием психики.

Здесь я не могу подробно останавливаться на лежащих в основе этого опыта предпосылках и на выводах, которые можно сделать из его постоянных успехов; можно только указать, что всегда возможно получить достаточный для исчезновения болезненной идеи материал, если обращать внимание именно на «нежелаемые» ассоциации, «мешающие мышлению» и отстраняемые обыкновенно самокритикой больного, как бесполезный хлам. Когда желают применить этот метод к самому себе, необходимо при исследовании немедленно записывать все приходящие случайно в голову и непонятные сначала мысли.

Теперь посмотрим, к каким результатам приводит использование изложенного метода при исследовании сновидений. Для этого пригоден любой пример. Однако по определенным мотивам я возьму свое собственное сновидение, краткое по содержанию и в воспоминании представляющееся мне неясным и бессмысленным; содержание его, записанное мною немедленно по пробуждении, следующее:

Сновидения с позиции Фрейда

Сонник » Статьи о толковании снов » Сновидения с позиции Фрейда

Виолета Хамидова. (Из книги «Сексуальные сны. Расшифровка и толкование эротических снов»)

Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.

Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Остроумие и отношение к бессознательному» и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.

Анализ сновидений

Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.

Однако существует несколько видов влечения. Первый вид — это эрос, то есть сексуальное влечение. Причем оно включает в себя не только половое влечение, но и влечение к жизни, стремление к продолжению рода. Однако есть и иной тип влечения — мы можем считать его ненормальным с позиции здравомыслящего человека — это влечение к смерти. Если цель сексуального влечения — продолжение жизни, то стремление к смерти ставит задачу «возвращения всех живых организмов в безжизненное состояние». Цель его, другими словами, — восстановить прежнее состояние материи.

Фрейд изучал психологию человека и немалое внимание уделял сновидениям. Он считал, что сон — это прежде всего отражение желаний человека в его реальной жизни. Здесь следует привести следующий пример.

Занимаясь исследованием психики ребенка, ученый обратил внимание на то, что последнему снятся сны, в которых он видит исполнение своих желаний, или, наоборот, страшные кошмары. Причем сны пятилетнего ребенка зачастую носят эротический характер и связаны с влечением к собственной матери (так называемый Эдипов комплекс). Фрейд считал, что сексуальное развитие человека начинается с самого рождения, то есть с первого года жизни. Мы привыкли считать, что человек осознает свою половую принадлежность только к подростковому периоду, однако Фрейд выделял несколько фаз. Первая — оральная фаза (1-й год жизни), на этом этапе эрогенными зонами выступают слизистые оболочки рта и губ. На второй фазе — анальной, наступающей в 2-3 года, эрогенной зоной является слизистая оболочка заднего прохода. Третья фаза, фаллическая, возникает в 4-6 лет, тогда эрогенной зоной, соответственно, является фаллос. В этом возрасте у детей формируется Эдипов комплекс.

В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему «не к кому будет приласкаться». Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.

Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.

Существуют различные точки зрения на то, что представляет собой сновидение. Некоторые считают, что оно является особой психической деятельностью, проявляющейся в области памяти. Врачи склонны считать, что сновидение — это психическое проявление, возбудителями которого являются чувственные и телесные раздражители. Они могут возникать как во внешней среде, так и непосредственно в самом человеке. С этой позиции сновидение объясняется как бессвязная работа отдельных органов или групп клеток мозга, находящегося в состоянии сна.

Однако большинство людей склонно искать в снах какое-то символическое значение, считая, что это поможет предсказать будущее и разобраться в проблемах. Подобный взгляд на вещи, конечно, окутан предрассудками, однако доля истины здесь есть и с научной точки зрения. Еще задолго до Фрейда многие думали, что сны — это проявление нарушений психики человека, однако на самом деле каждый нормальный человек видит сновидения. Мало кто говорил, что иногда сны носят и эротический характер: если обычные сновидения — отклонение, так что уж говорить о сексуальных! Фрейд первым заговорил о нормальной природе сна. Кроме того, ученый заявлял, что в сновидениях всегда присутствует смысл — надо только провести тщательный анализ, чтобы выявить его. Толкование сна для каждого пациента должно быть индивидуальным — ведь люди испытывают разные эмоции и ощущения, у каждого из них разные представления и своя жизнь.

Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.

Фрейд был убежден, что в состоянии бодрствования человек не обращает внимания ни на какие ассоциации и посторонние мысли — они все относятся к области подсознания. Во сне эти эмоции оживают и предстают в виде неясных образов и символов. Причем иногда понять, что значит тот или иной образ, и как-то связать его с действительностью бывает очень сложно. Требуются немалая фантазия и воображение, чтобы творчески осмыслить тот или иной сон.

Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.

Полученный сновидческий образ Фрейд называл «сгущенным». Порой трудно обнаружить связь между образом и смыслом сновидения. Например, молния символизирует бурный роман, всплеск отношений. Казалось бы, какая в этом связь? Однако, проанализировав сон, можно отметить, что молния ударяет внезапно, и понять, куда она попадет, невозможно. Точно так же человек не знает, к кому он воспылает страстью, не знает, насколько всепоглощающей она окажется. Неудивительно, что человек, которому приснился воск, во всем потакает желаниям сексуального партнера — из него, как из воска, можно «слепить» все что угодно. Как видите, разгадать сновидение довольно просто — достаточно проанализировать ваше собственное отношение к жизни и попробовать связать все события с образами, которые вам привиделись.

Довольно интересен этап символизации сновидения. Фрейд считал, что во сне происходит осуществление каких-либо желаний, в том числе и сексуальных. Эти желания проявляются очень ярко и эмоционально. К примеру, вам может присниться, что вы едите потрясающе вкусный ананас. Это означает, что вы предпочитаете получать удовольствие от секса, но редко доставляете его партнеру. Причем вы будете чувствовать вкус ананаса очень отчетливо — как будто вы едите его наяву.

Сны, которые представляют собой желания человека, Фрейд разделил на несколько групп. В первую группу входят желания инфантильного типа — обычно такие сны видят дети и подростки. Так, последним часто снятся ярко выраженные сексуальные сцены — при условии, конечно, что им это интересно. Большую часть сновидений составляют желания в замаскированном виде — они входят во вторую группу.

Третья группа снов — это вытесненные желания, однако замаскированы они плохо. Это так называемые ночные кошмары. Когда-то данное представление было желанием человека, но оно было вытеснено и превратилось в страх. Например, девушке снится сон о том, как ее насилует маньяк-убийца. Возможно, раньше она хотела побыстрее начать половую жизнь, но потом ей внушили, что это стыдно и позорно, и желание трансформировалось подобным образом.

Во всех своих толкованиях Фрейд подходил к сновидению с позиции психоанализа. Как уже говорилось ранее, сны — это личный опыт каждого человека. В дальнейшем будут перечислены некоторые символы и приведена их разгадка, однако вы можете составить для себя собственное толкование снов, проанализировав свои скрытые желания, страхи и проблемы.

Фрейд: толкование снов

Зигмунд Фрейд – известный всем австрийский психиатр, психолог и невролог. Он стал основателем психоаналитической школы, которая изучала терапевтическое направление в психологии. Согласно постулирующей теории школы, появление невротических расстройств индивида связано с многокомплексным взаимоотношением сознательных и бессознательных процессов.

В начале девяностых прошлого века годов Зигмунд Фрейд занялся изучением сновидений. Сновидения по Фрейду – это осуществленные желания. Данное положение теории снов он вывел в 1895 году, в маленьком венском ресторанчике. Книга «Толкование снов по Фрейду» была, как он считал, рубежом его творчества. Теория сновидений представляет собой поворотный пункт в истории психоанализа, ведь именно благодаря ей психоанализ смог перейти к глубинной психологии. Сновидения по Фрейду занимали главенствующее место во всем собрании психоаналитических теорий.

В 1900 году книга «Толкование снов по Фрейду» впервые вышла в печать. Уже к моменту публикации первого издания теория сновидений была практически полностью сформулирована и завершена. В последующих изданиях Фрейд лишь вносил поправки и корректировки. Над четвертым и последующими изданиями Зигмунд Фрейд работал вместе со своим лучшим учеником – Отто Ранком, который составлял примечания к публикациям, списки литературы, а к шестой главе книги «Толкования снов по Фрейду» он даже приложил несколько статей личного написания. Проблему сновидений Фрейд затрагивает неоднократно, возвращаясь к ней периодически. «Пять лекций об истории психоанализа», «Психология сна» и «Введение в психоанализ» — эти упрощенные, популярные изложения взглядов Зигмунда Фрейда как нельзя лучше передавали общие концепции и подход к изучению сновидений.

В последние годы своей жизни Фрейд вновь возвращается к изучению сновидений. Работа «Пересмотр теории сновидений» является собранием дополнительной информации о сновидениях и дает понять, что автор считал основным в своей теории, а что для него было второстепенным. «Сновидение и оккультизм» достаточно отдаленно касается проблем сна, но дает четкое понятие об отношении Зигмунда Фрейда к гаданиям, пророчествам и астрологии.

Толкование снов по Фрейду заключается в анализе отдельных элементов, слов и образов сновидения. Сновидец должен сосредоточиться на том, что ему приходит в голову, когда он думает об определенном элементе сна. Человек должен быть честен самим с собой, сообщать все, даже самые нелепые мысли, которые возникают у него в голове и касаются сна. Объяснить этот метод можно тем, что психологические процессы детерминированы, то есть если определенный предмет у человека вызывает какие-то случайные ассоциации, они не могут быть случайными. По Фрейду биологической основой сна является отдых, когда человеческий организм, уставший за день, расслабляется. Психологическая основа сна заключается в утрате интереса ко всему происходящему во внешнем мире. Сновидения по Фрейду – это возможность отстраниться всего земного.

Толкование снов по Фрейду имеет несколько основных особенностей:

  1. Количество предметов, которые изображены во снах символически, достаточно невелико.
  2. Большая часть символов, изображаемых в сновидениях, носят сексуальный характер.
  3. Каждое сновидение содержит недопонятый момент.

Согласно методу свободных ассоциаций, который Зигмунд Фрейд выбрал для исследования сновидений, все сны человека поддаются принципу удовольствия. Это объясняется тем, что люди, прежде всего, стремятся получить от жизни удовольствие, в то время как неудовольствие вызывает только негативные, отрицательные эмоции. Сновидения по Фрейду можно трактовать с точки зрения нескольких видов влечения, основополагающие среди которых сексуальное. Эрос (сексуальное влечение) включает в себя не только привычное для нас в этом понимании половое влечение, но и стремление жить и продолжать свой род. Иной тип влечения по Фрейду – это влечение к смерти, которое объясняется стремлением живых организмов возвращаться в безжизненное состояние, как бы нелепо это не звучало для любого здравомыслящего человека. В своих работах Зигмунд Фрейд отмечает, что момент появления сексуально влечения ребенка совпадает с его появлением на свет, несмотря на то, что половую принадлежность он осознает только в подростковом возрасте.

Подробно изучив постулаты Фрейда, можно прийти к выводу, что он тесно связывает между собой сновидения и эмоции пережитые наяву. Толкование снов по Фрейду — это полностью индивидуальный процесс, ведь каждый человек испытывает уникальные, неповторимые ощущения и эмоции. Зигмунд был убежден, что все ассоциации, не получившие достойного внимания в состоянии бодрствования, человек видит во сне в виде каких либо символов и образов. Сновидения по Фрейду несут в себе некую смысловую нагрузку, которую очень часто бывает достаточно сложно проанализировать. Человек для того, чтобы расшифровать свой сон, должен обладать развитой фантазией и уметь творчески мыслить.

Этап символизации снов считается самым важным и самым сложным. По Фрейду человек в процессе сна исполняет свои желания, сексуальные мечты не являются исключением. Например, если во сне вы видите, как вы едите сочный, вкусный ананас, это означает, что вы любите полностью брать удовольствие от секса, но игнорируете желания партнера.

Все сны-желания Фрейд делил на несколько видов. К первому виду относятся желания, которые носят инфантильный характер, то есть это желание незамаскированного типа (ярко выраженные сексуальные сцены). Такие сновидения чаще всего видят подростки. Ко второму виду он отнес желания в замаскированном виде, а к третьему – плохо замаскированные желания, которые человек пытается вытеснить на подсознательном уровне. К вытесненным снам-желаниям относятся кошмары. Например, если юной девушке снится, как на нее нападает маньяк-убийца, это может означать, что ее желание поскорее начать жить половой жизнью, было подавлено со стороны родителей, и желание трансформировалось в сон.

Сонник Зигмунда Фрейда представляет собой один из самых интересных и оригинальных существующих на сегодняшний день сонников мира. Уникальность его состоит в том, что каждый человек сможет истолковать свой сон, тщательно проанализировав свои проблемы, тайные желания и фобии.

Сонник Фрейда — толкование снов с поиском

Сонник — толкование снов бесплатно онлайн » Лучшие и точные сонники » Сонник Фрейда — толкование снов с поиском

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856-1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, великий новатор, основоположник психоанализа.

Ранние его работы посвящены локализации мозговых функций, проблемам физиологии и анатомии головного мозга. Он занимался проблемой детского паралича, в 1884 году первым открыл болеутоляющее действие кокаина. С 1895 года разрабатывал методы лечения неврозов, в частности истерии. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности. В 1900 году выдвинул гипотезу о строении психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего между сознанием и бессознательным влечением.

Сонник Странника (Терентия Смирнова)

Толкование снов по соннику Фрейда

В нашем толкователе вы найдете сонник Фрейда для толкования снов и интерпретации сновидений от великого психотерапевта.

Принципы толкования снов по Фрейду

Фрейд говорил о себе, что он принадлежит к тому сорту людей, которые, по выражению Хеббеля, нарушили покой мира. Его работы в корне изменили облик психологии XX века, осветив коренные вопросы устройства личности. Они раскрыли природу конфликтов между страстями и чувством долга, выявили причины душевного дискомфорта и иллюзорность представлений человека о самом себе.

Много и углубленно Фрейд размышлял о снах. В книге Толкование сновидений, увидевшей свет в 1900 году, он тщательно анализирует порождающие их механизмы и роль, которую они играют в жизни человека.

Основной тезис ученого понятен: сновидение является продуктом нашей психической активности, выражением нереализованных и подчас безотчетных потребностей, которые мы можем удовлетворить во сне благодаря усилиям собственного воображения и таким образом обрести душевное равновесие.

Однако, по Фрейду, подлинные душевные переживания спящего, или содержание сна, выражаются лишь в символических и на первый взгляд абсурдных образах – так называемой продукции сна, которая есть не что иное, как уловка подсознания, стремящегося обмануть внутреннего цензора – разум и дать выход страстям, которые находятся под запретом. Таким образом, символы сновидений – это код потаенных желаний человека. Чем более значимо для человека то или иное переживание, тем более фантастический характер оно приобретает во сне. Раскрыть же тайный смысл сна, считал Фрейд, можно лишь с помощью психоанализа.

Главные типы снов по Фрейду

Фрейд выделяет три типа сновидений.

1.

Во-первых, сна вполне осмысленные, понятные, то есть не вызывающие никаких затруднений при их истолковании.

2.

Во вторых, сна в определенной степени логичные, но странные: их смысл трудно связать с происходящим наяву.

3.

И наконец, сна бессвязные и спутанные, понять которые вообще невозможно. Последние требуют к себе особенного внимания, поскольку при правильном истолковании могут стать для сновидца источником очень важной информации о его жизни и о нем самом.

Опубликованные на сегодняшний день сонники Фрейда представляют собой перечень повторяющихся символов из мира сновидений, которые описывает и интерпретирует в своих работах сам Фрейд. Задача таких сонников – ознакомить читателя с практической стороной учения австрийского психиатра. Примеры толкования снов по Фрейду представлены в нашем сборнике 55 сонников хотя, конечно, не в полном объеме.

Стадии интерпретации снов в соннике Фрейда

Фрейд разбивает цензорский процесс, который мы называем «работой над снами», на несколько стадий:

1.

вторичный процесс,

2.

конденсацию,

3.

перемещение

4.

и проекцию.

Проследив за тем, как и что вы контролируете во время ваших сновидений, вы сможете многое узнать о ваших истинных желаниях и побуждениях (если верить его теории). Давайте посмотрим, что же представляет собой каждая стадия работы над снами.

Вторичный процесс при толковании сна по Фрейду

Это способ, при помощи которого нам удается создать целостную историю из нашего сна, пусть даже странного и несвязного.

Подумайте об этом так: предположим, вам поручили эпизод из «Зайнфелда» и сказали, что там должны присутствовать такие персонажи, как Илейн на одноколесном велосипеде с котенком в волосах и пагодой под мышкой, ваш университетский преподаватель гуманитарных наук в виде Крамера, Джерри, учреждающий Библиотеку Конгресса, и Джордж с пирогом, на котором изображена Дженет Рено.

Ваши попытки извлечь смысл из всего этого подобны тому, что совершает вторичный процесс с историей, включающей в себя все эти элементы. Но, совершая свою работу, он тем самым маскирует первичное содержание вашего сна.

Смысл, который он извлекает из всех этих разрозненных частей – сон, который мы видели – называется «явным содержанием». Фрейд был убежден, что вы должны разгадать явное содержание вашего сна и найти в нем скрытое значение или «скрытое содержание» сна.

Стадия конденсации при толковании сна по Фрейду

Конденсацией считается способность создавать из ряда скрытых в снах мыслей одну краткую мысль. Выдающийся психоаналитик и писатель Чарлз Райкрофт утверждает, что при конденсации отдельные детали наших снов символизируют собой несколько тем. Два или более образа могут представлять собой смешанный образ, значение которого имеет отношение к каждому из отдельных образов.

Например, если вам снятся кушанья, готовые сгореть в духовке плиты, которую вы помните с детства, конденсированный образ плиты может обозначать и то, что вы тоскуете по прошлому, и то, что настоящее положение ваших дел «жаркое».

Стадия замещения при толковании сна по Фрейду

Это способ, при помощи которого мы можем смягчить наши беспокойство и тревогу, представляя их себе во сне в безопасном виде. Вы выражаете свою настоятельную потребность, но вы направляете ее на другого человека или на другой предмет. Например, представьте себе, что вы даже не подозреваете, насколько вы сердиты на своего сына-подростка. В мире инстинктов «ид» вы, почувствовали бы, что ваш гнев носит смертоносный характер. Но вместо сна, в котором вы убиваете своего ребенка (а это вызовет у вас тревогу, и вы проснетесь), вам снится сон, что Бевис и Бутхед (его любимые телевизионные герои) погибают от несчастного случая, катаясь на лыжах.

Короче, когда мы производим замещение, мы используем символ как замену значения сна. Отсюда происходит широко известный фрейдистский символизм: любой предмет, хотя бы отдаленно напоминающий фаллос, является символом пениса (ружья, трости, Эйфелева башня..)., а все, что хотя бы отдаленно похоже на вместилище, символизирует влагалище (чашка, пещера, коробка..)..

Проекция как способ толкования сна по Фрейду

Она похожа на замещение, но она сокращает процесс на один шаг. В ваших снах, когда вы проецируете свои угнетенные фантазии на кого-то или на что-то другое, вам все равно снится сон об этом же, но вы не берете на себя ответственность за такие постыдные желания. Пользуясь предыдущим примером о родителе-убийце в области проекции, мы можем сказать, что ваш сын был бы обезглавлен, но только не вами, а кем-нибудь еще. Немножко жестокий пример, не так ли? Просто вы помните: это всего лишь чувства, которые каждый способен испытывать время от времени. Естественно, что вы никогда не приведете их в действие.

Методика толкования снов по Фрейду

Для того чтобы помочь своим пациентам понять, что же означают их сны, Фрейд предлагал им воспользоваться методом свободных ассоциаций, то есть попросту сказать по поводу каждого образа или действия во сне первое, что придет в голову. Когда ясное содержание снов было проанализировано методом свободных ассоциаций, сон можно было понимать как попытку исполнить свое желание.

Ясно, что толкование снов по методу Фрейда – дело нелегкое. Аналитики-фрейдисты проходят долгую подготовку, прежде чем они приступают к этому. Но даже простое знакомство с методами толкования сновидений может помочь вам разобраться в значении ваших снов.

Роль подсознания при толковании снов согласно соннику Фрейда

Что общего между айсбергом и человеческой душой?

Сдаетесь? Ну ладно, мы вам скажем. Говорят, что у них невидимая часть гораздо больше видимой. У людей та часть айсберга (их души), которая остается невидимой, называется «подсознанием». А видимая часть – это та, которая нам известна, наши сознательные мысли. Хотя философы, писатели и мыслители на протяжении всей истории намекали на существование подсознания, именно Зигмунд Фрейд первым выработал концепцию схемы человеческой души и создал термин «подсознание».

Фрейд считал, что в нашей жизни ничего не происходит случайно. Все действия и мысли мотивированы подсознательными конфликтами, вызванными агрессией, сексуальными импульсами и неослабевающим желанием получать удовольствие. Он полагал: для того чтобы нам войти в цивилизованное общество необходимо умерить свои первобытные аппетиты. Но поскольку люди неспособны вырвать их с корнем, они вынуждены загонять их в глубины души.

Он говорил, что трудность подавления такой властной структуры, как «ид»

  • агрессивной,
  • сексуальной,
  • ищущей удовольствия сердцевины нашего «я»)

является причиной того, что она возникает то здесь, то там в замаскированном виде. Этого нельзя отрицать. Она найдет способ проявить себя так или иначе. Иногда это проскальзывает во «фрейдистских оговорках». Эти оговорки могут возникнуть и в реальности, и в наших снах.

Но как же вы можете знать о том, что в вашем подсознании (а следовательно, о том, что вы действительно чувствуете и хотите), если оно по своей природе должно быть скрыто? Хорошим началом для этого является исследование ваших снов, , если верить Фрейду. Он называл сна «королевской дорогой к подсознанию» и верил в то, что в своих снах вы исполняете желания «ид», которые вы не можете признай, или исполнить в реальности. Другие части вашей души, названные Фрейдом «эго» и «супер-эго», теряют свою бдительность, когда вы спите. Иными словами, во время сна ваш самоконтроль ослабевает, и у подсознательных желаний появляется возможность вырваться на волю и появиться в ваших снах.

Но погодите. Если это правда, и вы на самом деле имеете шанс исполнить в своих снах ваши скрытые желания, тогда почему же вам иногда снятся

  • глупые,
  • непоследовательные,
  • страшные 66 или трагические сны?

Ну, теперь дело принимает по-настоящему интересный оборот.

Хотя, согласно Фрейду, наш внутренний сторож теряет бдительность во время сна, все же он не покидает своего поста. Даже во сне вы можете испытывать сожаление и беспокойство по поводу властных желаний или эмоций, проявляющихся в ваших снах. Для защиты сна (вспомните, Фрейд однажды сказал, что целью сновидений является защита сна) ваша душа заставляет вашего цензора трудиться сверхурочно. Таким образом, вы получаете лучшее от обоих миров: сны можно считать компромиссом, потому что они выражают желания в завуалированной форме, они вам не угрожают, и в то же время вы сладко спите.

К чему снятся тревожные сны по Фрейду?

А что же насчет тревожных снов – разве они являются исполнением желаний? Фрейд мог бы возразить, что они являются замаскированным выражением желаний, но он также утверждал, что тревожные сны – это результат недостаточно хорошей маскировки, когда подавленные желания почти выходят на поверхность, и вот пожалуйста: вы вдруг видите себя , в котором вы сдаете экзамен, а вы к нему совершенно не готовы да к тому же совершенно обнажены.

Фрейд также утверждал, что тревожные сны – продукт наших подавленных сексуальных импульсов. Это приводит нас еще к одному источнику критики теории Фрейда о том, что все, начиная с сигары и кончая зубочисткой, символизирует собой фаллос, а пещеры, кувшины, ямы и прочие вместилища символизируют собой женские половые органы.

Фрейд сам был продуктом своего пола, расы, класса и поколения. Его сексуальная озабоченность, происходила из-за ханжества в отношении секса во времена викторианской эпохи и из-за его собственного отношения к сексу.

Совершенно очевидно, что то значение, которое он приписывал этим символам, может рассказать нам о нем и его времени больше, чем что-либо другое. Его утверждение, что женщины представляют собой испорченный вариант мужчины, и его невежество относительно движущих сил, существующих между матерью и дочерью, конечно же ставят под сомнение многие из его умозаключений.

Опять же, многие из теорий Фрейда, включая и теорию сновидений, позже вызывали еще более сильную неприязнь– потому, что он настойчиво пытался объяснить буквально все нашей подавленной сексуальностью и скрытыми желаниями. Когда дело доходило до толкования снов, многие обращались к одному из его последователей, Карлу Юнгу, чтобы почерпнуть вдохновение в его трудах.

Отношение Фрейда к снам и его утверждение, что они имеют большое значение в жизни человека, было удивительно. Но это не означает, что он был прав на все сто процентов. Мысль о том, что сна представляют собой «безопасную» форму исполнения желаний, неоднократно подвергалась критике. Вы изумитесь, узнав, что среди числа этих критиков был и сам Фрейд. С годами он перестал быть ярым приверженцем этой идеи.


Анри Руссо «Сновидение»
З.Фрейд считал, что сновидения являются осуществлением скрытых желаний.
Есть несколько причин побуждающих проявление желаний в сновидениях:
1. Желания пробуждаются днём, но из-за внешних обстоятельств не удовлетворяются.
2. Желания пробуждаются днём, но подавляются человеческим сознанием.
3. Желания, не относящиеся к периоду бодрствования (т.е. во сне), пробуждающиеся из бессознательного.
При этом источником сновидений являются переживания предыдущего дня. Но данные источники являются лишь эмоциональной основой для сновидений.
В целом З.Фрейд был противником того, чтобы наделять сновидения единым смыслом для всех, считая, что сновидение и образы, которые в нем присутствуют, следует понимать в контексте индивидуальности переживаний и истории конкретного человека, но, тем не менее, он выделял некоторые символы, придавая им определенное значение:
Таблица символов сновидений
Значение: Символ
Человек в целом: Дом
Мужчина: Дом с гладкими стенами.
Женщина: Дом с выступами, балконами.
Родители: Король, королева плюс испытываемое чувство почтения.
Дети, братья, сестры: Маленькие звереныши, паразиты.
Рождение: Вода, какое-либо отношение к воде — входить в воду, выходить, спасать.
Умирание: Отъезд, поездка (например, отход поезда от перрона).
Смерть: Различные неясные, как бы нерешительные намеки.
Нагота: Одежда и форменная одежда.
Мужские гениталии: Символически важное число 3, сложные механизмы.
Мужской половой орган: Длинные и торчащие вверх предметы — палки, зонты, шесты, деревья, горы и т.д.
Предметы, имеющие свойство проникать внутрь и ранить — ключи, кинжалы, копья, огнестрельное оружие. Предметы, из которых льется вода — краны, лейки, фонтаны и т.д. Предметы, вытягивающиеся в длину. Предметы, поднимающиеся вопреки законам земного притяжения — воздушные шары, аэропланы, дирижабли и т.д.
Эрекция: Полеты видящего сон.
Другие мужские символы: Пресмыкающиеся, рыбы, шляпа, пальто, рука, нога.
Женские половые органы: Все предметы, ограничивающие полое пространство, способные что-то принять в себя — шахты, пещеры, сосуды, коробки, чемоданы, банки, карманы, ящики, шкатулка для украшений, замoк, судно, шкафы, печи, комнаты, двери, ворота. Материалы — дерево, бумага, предметы из этих материалов — столы, книги. Животные — улитка, раковина, цветы, цветение. Строения — церковь, часть тела — рот, ландшафт с лесом, садом и водой.
Гениталии вообще: Маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь.
Волосы на гениталиях: Лес, кустарник.
Грудь: Плод, фрукты — яблоки, персики.
Любимые лица: Драгоценности, сокровища.
Половое наслаждение: Сладости.
Самоудовлетворение: Игра, игра на фортепьяно, скольжение, скатывание, срывание ветки.
Кастрация: Выпадение или вырывание зуба, стрижка волос, облысение, обезглавливание.
Грубые желания, страсти: Дикие звери.
Половой акт: Ритмическая деятельность — танцы, верховая езда, подъемы (по лестницам и т.д.), угроза оружием.
Переживания, связанные с насилием — Быть задавленным.
Близкую по смыслу символику можно встретить в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии. Символика в других областях может быть не только сексуальная, в то время как в сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.
Так считал Фрейд.

Часть II Символика сновидений по З.Фрейду

АБАЖУР – мужские гениталии; простая конструкция – нормальное функционирование половых органов, вычурность – комплекс неполноценности.

АБОРДАЖ (захват судна, крепости) – символ полового акта (либо желание коитуса, либо боязнь изнасилования, либо страх импотенции).

АБРИКОС – женское тело, желанные прелести женщины.

АВАРИЯ – предчувствие опасности, страх перед внезапным, незапланированным событием, которое может произойти.

АВТОМОБИЛЬ (легковая машина, новая машина, иномарка) – 1) любовница, подруга; 2) женские гениталии; 3) мужские гениталии.

АВТОРУЧКА – то же, что и любая ручка, т. е. символ мужского пениса.

АГРЕГАТ – мужские гениталии

АДМИРАЛ (звание, форма) – тело, нагота.

АЙСБЕРГ – мужские половые органы.

АКАЦИЯ – дерево – мужские гениталии; цветы – женские гениталии; шипы – символ мужского начала.

АКВАРИУМ – женское начало, лоно; аквариум с водой и рыбками – также символ семьи.

АКУЛА – мужские детородные органы.

АППАРАТ – мужские гениталии.

АРКА – половое отверстие женских гениталий.

АЭРОПЛАН – пенис.

БАГАЖ – 1) греховное бремя, тяготящее личность; 2) символ женских гениталий (малый размер – серьезная любовная связь, большой багаж – неразборчивость в связях, промискуитет).

БАЗАР (рынок, «толчок») – скрытые желания; шумный многолюдный базар – тайное желание, скрываемое от всех.

БАК – женские гениталии

БАЛАЛАЙКА (игра на балалайке) – склонность к онанизму, акт мастурбации.

БАЛКОН – женская грудь.

БАНАН – символ пениса; спелый банан – удовлетворенность сексом, неспелый и поврежденный – проблемы в половой жизни.

БАНКА – влагалище, женское лоно.

БАНЯ – женские гениталии.

БАШМАК – влагалище.

БЕЛОЕ БЕЛЬЕ – женщина, женское.

БЕЛОЕ ПОЛОТНО – женщина, женское.

БОГ (Всевышний, Господь) – отец, родитель.

БРЕВНО – мужской половой член.

БУМАГА (изделия из бумаги) – женщина.

БУТЫЛКА – влагалище.

БЫК – 1) мужчина, мужское начало, мужская сексуальность; 2) страх инцеста (у женщин) с отцом.

ВАГОН – символ женских половых органов; множество вагонов – желание сексуальных контактов со многими партнершами (партнерами); дверь вагона – отверстие влагалища.

ВАЗА – женские гениталии

ВАЛЬС – половой акт.

ВЕДРО – женские половые органы.

ВЕЛИКАН (великаны и великанши) – родители и взрослые из детских воспоминаний, авторитеты.

ВЕЛОСИПЕД – символ сексуального желания, стремления к полному обладанию партнером; езда на велосипеде – половой акт.

ВЕРЕТЕНО – фаллический символ

ВЕРТОЛЕТ – пенис.

ВЕРХОВАЯ ЕЗДА – коитус.

ВЕТКА – 1) цветущая ветка – символ девственности; 2) ломание (срывание) ветки – изображение процесса мастурбации.

ВОДА (нахождение в воде, водоеме; бросание, падание в воду; выход из воды; спасание из воды себя или других) – 1) рождение, роды; 2) внутриутробное развитие; 3) материнская забота; 4) страх и травма рождения, преодоление этой травмы; 5) выливание воды – семяизвержение.

ВОЖЖИ – символ власти, властолюбия, наличие в психике садомазохистских наклонностей, навязчивых желаний и идей.

ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ – пенис, эрекция; падающий (не взлетающий) змей – проблемы с эрекцией, боязнь половой несостоятельности.

ВОЗДУШНЫЙ ШАР – пенис, эрекция.

ВОЛК – символ жестокости, ненасытности, необузданного либидо.

ВОРОТА – половое отверстие женских гениталий.

ВЫБОРЫ (голосование) – наличие в психике комплексов или навязчивых идей.

ВЫГОВОР ( порицание ) – наличие в психике садомазохистских тенденций, половая неудовлетворенность, недовольство ситуацией или человеком.

ГАВАНЬ – беременность, роды, зачатие.

ГАДЮКА – мужские гениталии.

ГАЗЕТА – женщина, женское начало.

ГАЗОН ( клумба ) – половые органы; игра на газоне – самоудовлетворение.

ГАЛСТУК – 1) не эрегированный пенис; 2) мужчина.

ГВОЗДЬ – пенис.

ГЕПАРД – символ агрессии, насилия, необузданного секса (диких желаний).

ГЕРАНЬ – символ девственности, плевы.

ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ (гильотина, обезглавливание) – страх кастрации, как наказания за проступки и прегрешения в сексуальной области.

ГИТАРА – половой член; игра на гитаре – процесс самоудовлетворения, онанизм.

ГОЛОВАСТИК (икринка, зародыш, малек) – 1) маленький ребенок, младенец; 2) желание иметь детей, мысли о беременности.

ГОЛОВОРЕЗ (бандит, главарь шайки, мафиози, гангстер, разбойник, атаман, преступник, злодей) – насильник, соблазнитель (боязнь, либо, наоборот, тайное желание быть изнасилованной).

ГОРА (вершина, круча) – 1) пенис; 2) лобок.

ГОРОД – 1) женщина; 2) женские гениталии.

ГРИБ (грибы) – фаллос.

ГУБЫ – срамные губы, вульва.

ДАЛЬ (вид издалека, дальняя панорама) – события далекого прошлого, временная протяженность, воспоминание из детства.

ДВЕРЬ (дверцы, створки) – половое отверстие, вход в вагину или матку.

ДВОРЕЦ – 1) женщина; 2) женские половые органы.

ДЕНЬГИ (мелочь, монеты, банкноты) – образ, заменяющий экскременты – деньги (монеты, купюры) так же грязны, как и кал; в то же время они и ценны, как имеющие ценность для ребенка кал и моча (продукты его тела, а значит принадлежащие ему, считающиеся детским умом подарками кому-либо) – все это проявления анального характера, для обладателя которого деньги – грязь и одновременно имеют притягательную силу (как средство обладания, накопления и коллекционирования).

ДЕРЕВО (материал) – женщина.

ДЕРЕВО ( растение, ствол с ветвями) – пенис, фаллос.

ДЕТИ – символ гениталий.

ДЖЕМПЕР – 1) мужчина; 2) надевание джемпера – натягивание презерватива.

ДЖУНГЛИ – 1) женские гениталии; 2) волосы в паху.

ДИРИЖАБЛЬ – пенис.

ДОЖДЬ ( ливень ) – семяизвержение, оплодотворение.

ДОМ ( здание вообще) – тело, организм, человек.

ДОМ С ВЫСТУПАМИ (балконы, барельефы, лоджии, козырьки, портики) – женщина.

ДОМ С ГЛАДКИМИ СТЕНАМИ (небоскреб, башня) – мужчина.

ДРАГОЦЕННОСТЬ — те, кого мы любим, кто нам дорог.

ДРАКА (борьба, поединок, дуэль) – половой акт.

ДУПЛО — женские гениталии.

ДУЭЛЬ — то же, что и драка, т. е. коитус, сексуальные отношения.

ЕВНУХ — страх (комплекс) кастрации, боязнь импотенции.

ЕДА (кушанье, процесс поглощения пищи) – брачные отношения, совокупление.

ЕЗДА (быстрая, ритмичная) – символ полового акта.

ЕРШ — символ мужских гениталий, живая рыба – эрегированный пенис, мертвая – отсутствие эрекции.

ЖАЖДА — 1) у мужчин – желание испытать оргазм; 2) у женщин – желание быть оплодотворенной.

ЖАКЕТ — 1) мужчина; 2) надевание жакета – натягивание презерватива.

ЖАЛИТЬ (укус насекомого, пресмыкающегося) – половой акт.

ЖАСМИН — 1) куст – мужские гениталии; 2) цветы – символ девственности.

ЖЕЗЛ — пенис.

ЖЕНЩИНА – женщина, партнерша.

ЖЕРЛО ВУЛКАНА (кратер) – символ женских гениталий.

ЖЕСТЯНКА – влагалище.

ЖИЛЕТ – нагота.

ЗАДАВИТЬ ( быть задавленным ) – 1) половой акт; 2) сексуальное насилие, изнасилование.

ЗАМОК (здание) – 1) женщина; 2) женские гениталии; 3) старинный замок – утроба матери; 4) руины замка – неудовлетворенность женщины своей сексуальной жизнью.

ЗАМОК ( дверной ) – влагалище.

ЗАРЯДКА (гимнастика, аэробика, шейпинг ) – половой акт.

ЗВЕРИ (дикие ) – 1) чувственно возбужденные люди; 2) вытесненные, грубые желания, страсти, инстинкты.

ЗЕМЛЯ (почва, грунт) – женское начало, женские гениталии.

ЗМЕЯ (змей, дракон ) – пенис.

ЗОНТ – пенис, мужское достоинство.

ЗУБ (зубы, зубная боль, вырывание, выпадение, выплевывание зубов ) – 1) самоудовлетворение, мастурбация, а также боязнь наказания, страх перед представляемой кастрацией пениса или клитора (запреты родителей – авторитетов) и само наказание за онанизм; 2) во время инициаций (таинств, связанных с обрядом взросления) вместо обрезания и других ритуальных действий юношам выбивают зуб (или несколько зубов) – вероятно, таким более «цивилизованным» способом первобытные народы заменили обычай кастрации отцом своих подрастающих сыновей-соперников; возможно также обрезание (удаление крайней плоти у мальчиков, отрезание половых губ у девочек, выбивание зубов у подростков обоего пола) символизирует «облегченный» вариант жертвы богу, умилостивления божества (принесение в жертву своего животного начала) в отличие от более древних и диких человеческих жертвоприношений; 3) нелепое детское представление о зубастой вагине (о том, что у девочек во влагалище имеются зубы, которые при введение в него члена могут откусить пенис, кастрировать) – выбивание зубов здесь снимает инфантильный страх кастрации при коитусе; в этом случае рот – это влагалище, губы – срамные губы, язык – клитор.

ИВА – мужские половые органы.

ИГЛА (спица вязальная, шило ) – фаллос.

ИГРА (любая игра, забава, чехарда; на музыкальных инструментах; возня с ребенком, наказание ребенка) – онанизм, самоудовлетворение.

ИДЕАЛ (идеализировать ) – наличие какого-либо комплекса (неполноценности, Эдипова, родительского).

ИЗОДРАТЬ – половой акт, дефлорация, сексуальное домогательство, изнасилование.

ИНВАЛИД – наличие комплекса болезни, ипохондрия, мазохистские тенденции, жалость к себе.

ИНДЕЕЦ (краснокожий ) – инстинктивное начало, сексуальные влечения, страсти.

ИНКВИЗИЦИЯ (инквизитор, аутодафе ) – склонность к сексуальному насилию, неудержимое желание промискуитета, группового секса, девиаций и перверсий.

ИНСТРУМЕНТЫ – пенис, фаллос.

ИНСЦЕНИРОВКА ( имитация, приготовление сценария, розыгрыш ) – скрытая, нереализованная фантазия, желания, влечение.

КАЛИТКА – то же, что и дверь, т. е. половое отверстие женских гениталий.

КАМЗОЛ – 1) мужчина; 2) надевание камзола – натягивание презерватива.

КАПЕЛЛА (часовня в храме ) – женщина.

КАРАНДАШ (обычный или выдвигающийся ) – пенис.

КАРМАН – влагалище.

КЕПКА – 1) пенис; 2) мужчина.

КИНЖАЛ – пенис.

КЛОП – ребенок.

КЛЮЧ (дверной ) – пенис.

КНИГА – женщина.

КОЛОДЕЦ – символ женского лона и матки; родовой путь, откуда (из чрева, из воды) появился новорожденный.

КОМНАТА – 1) матка (чаще всего); 2) женские гениталии; 3) женщина.

КОМНАТЫ ( череда, анфилада комнат, прохождение через ряд комнат ) – публичный дом, бордель.

КОПЬ – влагалище.

КОПЬЕ – пенис.

КОРАБЛЬ – 1) женские гениталии, лоно; 2) матка; 3) женщина.

КОРОБКА – влагалище.

КОРОЛЬ, КОРОЛЕВА – родители (отец, мать).

КОРОМЫСЛО – пенис.

КОТЕЛОК (головной убор ) – 1) пенис; 2) мужчина.

КРАН ( водопроводный ) – пенис.

КРЕПОСТЬ – 1) женщина; 2) женские гениталии.

КУСТАРНИК – волосы в паху.

ЛАБИРИНТ – 1) запутанное положение, сложные отношения, дневные переживания; 2) подсознательные страхи, скрытые желания и комплексы.

ЛАВИНА – страх, психологическое затруднение, наличие неврозов.

ЛАКЕЙ ( слуга, прислужник, холоп ) – 1) быть лакеем – наличие комплекса неполноценности; 2) повелевать лакеем – скрытое стремление к власти, агрессивность, враждебное отношение к людям.

ЛАМПА (висячая ) – пенис.

ЛАНДШАФТ (вообще ) – женские гениталии.

ЛЕЙКА – пенис.

ЛЕПНИНА – женское тело, женщина.

ЛЕС – 1) волосы в паху; 2) женские половые органы.

ЛЕСТНИЦА – символ соития.

ЛИВЕНЬ – семяизвержение, оплодотворение.

ЛИЦО ( собственное ) – истинное отношение к своему Я .

ЛОМ – мужской половой орган.

МАКАРОНЫ – мужской половой член.

МАТЬ – наличие Эдипова или материнского комплекса.

МАШИНА – 1) мужские гениталии; 2) женские гениталии (реже).

МЕБЕЛЬ – женские половые органы.

МЕХ – половой акт.

МЕХАНИЗМ – мужские гениталии.

МЕЧ – пенис.

МЕШОК – (мешкообразные одеяния на людях) – мошонка.

МОЛОТОК – пенис.

МОРКОВЬ – половой член.

МОСТ – женские половые органы.

МУХА – ребенок.

НАВОДНЕНИЕ – беременность, роды.

НАГОТА ( полная – нагой, голый, обнаженный, раздетый, разоблаченный; либо частичная – неглиже, полуголый, полураздетый ) – 1) возвращение в детство, инфантильные воспоминания; 2) наличие комплекса неполноценности, стыд.

НАКАЗАНИЕ – 1) наказание ребенка – акт онанизма; 2) наказание взрослого – половой акт.

НАПЕРСТОК – женские половые органы.

НАПИЛЬНИК – мужской половой член.

НАПОЛНЕНИЕ ( наполнить, налить, переполненный сосуд ) – символ половой жизни.

НАСЕКОМЫЕ – дети.

НАСИЛИЕ ( изнасилование, надругательство ) – 1) половой акт; 2) страх перед коитусом; 3) скрытое желание коитуса.

НОГА – символ-заместитель пениса.

НОЖ (» финка», кортик, кинжал, штык ) – пенис.

НОС – символ-заместитель пениса.

ОБВИНЕНИЕ – 1) обвинять – склонность к жестокости, агрессивность, стремление к власти; 2) быть обвиняемым – склонность к мазохизму, желание быть униженным, стремление к подчинению.

ОБОИ – женщина, женское тело.

ОБРЕЗАНИЕ ( обряд обрезания крайней плоти ) – обеспокоенность половыми возможностями, боязнь импотенции, страх кастрации, неуверенность в своей потенции.

ОБРЫВ ( пропасть ) – символ страха, наличие психических отклонений, фобий.

ОБУВЬ – женские гениталии.

ОБЩЕСТВО ( большое общество, масса людей, толпа народа ) – тайна, секрет, таинство, нечто сокрытое.

ОГОНЬ ( пламя, костер ) – 1) мужчина; 2) пенис.

ОДЕЖДА ( форменная, платье, неглиже ) – нагота, быть раздетым.

ОКЕАН ( море ) – символ оплодотворения, рождения.

ОКНО – половое отверстие вагины.

ОПАЗДЫВАНИЕ ( опоздание на поезд, самолет, корабль, автобус ) – утешение в боязни умереть (отъехать), отсрочка на неопределенно долгое время смерти (отъезда).

ОРЕХ – женский половой орган.

ОСА ( пчела, шмель, овод , слепень ) – мужские гениталии.

ОТМЫЧКА – пенис.

ОТЪЕЗД (из дома, по железной дороге и т. д.) – умирание.

ОХОТА – 1) символ полового акта; 2) наличие скрытых комплексов, агрессии.

ОХОТНИК – у женщин – сексуальный партнер.

ОЧАГ ( камин, печь ) – женское лоно.

ПАЛЕЦ – мужской половой член.

ПАЛКА – пенис, мужская мощь.

ПАЛЬТО – 1) мужчина; 2) пенис.

ПАРАЗИТЫ ( маленькие звереныши, насекомые – клопы, червяки и т. д. ) – дети, братья и сестры (в детском возрасте).

ПЕРСИК – влагалище.

ПЕЧЬ – матка, женское лоно.

ПЕЩЕРА (грот ) – влагалище.

ПИДЖАК – 1) мужчина; 2) надевание пиджака – натягивание презерватива.

ПИКА (копье, дротик, сулица, алебарда, бердыш, секира ) – пенис.

ПИЛКА ДЛЯ НОГТЕЙ – пенис.

ПИСТОЛЕТ – пенис.

ПЛАВАНИЕ – возвращение к энурезу (ночному недержанию мочи, доставляющему приятные чувства), мочеиспускание.

ПЛАМЯ – пенис.

ПЛАЧ (слезы ) – семяизвержение.

ПЛАЩ – 1) мужчина; 2) пенис.

ПЛОД РАСТЕНИЯ – женская грудь.

ПЛУГ (соха, борона ) – пенис.

ПОДКОВА – женские гениталии.

ПОДУШКА – женщина.

ПОДЪЕМ ( по лестнице, стремянке, восхождение на гору ) – половое сношение.

ПОЕЗДКА – 1) смерть, процесс умирания; 2) по железной дороге – страх, наличие какой-либо фобии.

ПОЖАР – то же, что и плавание – энурез, мочеиспускание.

ПОЛЕТ ( полеты, парение в воздухе, падение вниз) – 1) отголоски детских воспоминаний, когда во время игр, взрослые берут детей на руки, раскачивают, подбрасывают, ловят их на руки, «летают» с ними; также раскачивание на качелях (часто к этому примешивается сексуальное возбуждение); 2) символ фаллической эрекции и эрекции клитора, при этом падение – окончание эрекции, либо угрызения совести (в особенности у женщин) из-за эротического возбуждения.

ПОЛОТНО – женщина, женское.

ПРЕЖНЕЕ МЕСТО РАБОТЫ, ДОЛЖНОСТЬ, ЗАНЯТИЕ (которые были скучными, безрадостными, тягостными, не доставляли радости труда и творчества) – 1) борьба гордости (за свое теперешнее положение) и самокритики, в которой (во сне) побеждает самокритика, обусловленная мазохистской тенденцией душевной жизни; 2) намек-воспоминание о прежней поре юности, молодости, когда все еще было впереди, о прожитых годах, которые уже не вернуть; желание вернуться назад.

ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ (разбойники, бандиты, ночные громилы, мафия, монстры, привидения ) – 1) детские воспоминания о взрослых авторитетах, проверяющих, совершил ли ребенок перед сном моцион – сходил в туалет, умылся, почистил зубы, вымыл руки; не обмочился ли; не занимается ли онанизмом (требования держать руки поверх одеяла); здесь разбойник – отец, дядя, старший брат; привидение – мать, тетя, няня, сестра; 2) у женщин и особенно молодых девушек преследователи, вооруженные оружием (холодным или огнестрельным) – образ партнера (желанного мужчины) или насильника (нежеланного), который хочет ранить (вонзить во влагалище свой член) или даже убить (совершить коитус, извергнув в нее семя); таким образом, это то же, что и первый пункт – вытесненные, сексуальные желания.

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (рептилии ) – пенис.

ПРИБОР – мужские гениталии.

ПРОНИКНОВЕНИЕ (проникновение в дом, в тесное помещение, открывание запертых дверей ) – изображение коитуса в позе «коровы» (коленно-локтевая поза женщины, ввод члена во влагалище сзади), где ключ, отмычка – фаллос; открытое помещение, распахнутые двери – призывно раздвинутые ноги, ввод члена спереди в приоткрытые половые губы и щель влагалища.

ПРОТИСКИВАНИЕ (пролезание, прохождение сквозь тесные лазы, норы, по узким улицам и т. д., часто сопряженное со страхом ) – отображает перинатальный период нахождения в утробе, страх и травму рождения, прохождение младенца по родовым путям (из матки через вагину наружу), т. е. акт рождения; за этим страхом внутриутробного пребывания и акта рождения лежит также противоположный страх быть заживо погребенным и одновременно вера (бессознательная надежда) в загробную жизнь (продолжение жизни до рождения и после смерти).

ПУТЕШЕСТВИЕ (паломничество, странствие ) – то же, что и поездка, отъезд – т. е. смерть.

ПУТНИК – умирающий, покойник.

РАЗВИЛКА ДОРОГ (перепутье ) – 1) правая дорога – выбор праведника, левая – выбор преступника; 2) правая дорога – гомосексуальность, извращенность; левая – брак, гетеросексуальность, сношение с проституткой.

РАКЕТА (космический корабль ) – пенис.

РАКЕТА (снаряд, торпеда ) – пенис, фаллос.

РАКОВИНА (ракушка, моллюск ) – женские гениталии.

РЕБЕНОК (мальчик, девочка, маленький сын или дочь ) – бисексуальный символ, обозначающий, как мужские, так и женские гениталии.

РЕВОЛЬВЕР – пенис.

РЕМЕСЛЕННЫЕ РАБОТЫ – половое сношение.

РОМБ – знак открытых женских гениталий.

РОТ – половое отверстие женских гениталий, половая щель.

РУЖЬЕ (винтовка, карабин, автомат, пистолет-пулемет, пулемет, базука-гранатомет, огнемет ) – пенис.

РУКА – символ-заместитель пениса.

РУЧКА (шариковая, перьевая, автоматическая ) – пенис.

РЫБА – пенис.

РЮМКА – влагалище.

САБЛЯ (шашка, ятаган, рапира, шпага, эспадрон, палаш ) – пенис.

САД – женские гениталии.

САМОЛЕТ – пенис.

САМОСОЗНАНИЕ (самопонимание во время сновидения, понимание того, что это сон ) – мысль о том, что «мне это только снится» возникает тогда, когда необходимо успокоить цензуру ( Супер-Эго ), которая пропустила, «зазевавшись», недозволенное в явное сновидение; чтобы не прерывать сон, цензурующая инстанция заявляет сама себе: «это ведь только сон»; здесь заявление исходит либо от Эго к Супер-Эго , либо от Супер-Эго к самому себе (самоуспокоение).

САРАНЧА – ребенок, дети.

СВИНЬЯ – символ плодородия.

СВИТЕР – 1) мужчина; 2) надевание свитера – натягивание презерватива.

СКАЛА – пенис.

СКВАЖИНА (замочная ) – вход во влагалище.

СКОЛЬЖЕНИЕ (скатывание вниз ) – онанизм.

СЛЮНА ( плевок ) – сперма, семя.

СМЕРТЬ (родных и близких, сопровождаемая скорбью ) – действительно существовавшее когда-либо в жизни желание гибели этому лицу, желание несчастья ему (ей), чтобы с ним (ней) случилось что-то плохое, трагическое – все это, как следствие, либо детского эгоизма (нарциссизма), либо Эдипова комплекса, либо юношеской, аффективной ненависти, либо взрыва эмоций в более зрелом возрасте и др.

СОКРОВИЩЕ – любимые люди.

СОСУД ( любой ) – 1) влагалище; 2) женщина.

СПАСЕНИЕ (утопающего ) – наличие материнского и родительского комплекса.

СПУСК (схождение, спускание по лестнице, стремянке, тропе, горе вниз ) – коитус.

СРЫВАНИЕ ВЕТКИ – мастурбационный акт.

СТОЛ – 1) женщина; 2) уставленный яствами – процесс совокупления с женщиной, брачное ложе.

СТРЕМЯНКА – символ соития.

СТУПОР (паралич, застывание на месте, скованность, невозможность двигаться, действовать) – 1) конфликт воли, парализованная воля, чувство вины; 2) связанная с первым пунктом противоположность той ситуации, действия, намерения, которое снится, т. е. на самом деле все наоборот.

СУДНО (плавательное ) – 1) женские гениталии, лоно; 2) матка; 3) женщина.

СЮРТУК – 1) мужчина; 2) надевание сюртука – натягивание презерватива.

ТАБАКЕРКА ( портсигар ) – влагалище.

ТАНЕЦ (пляска, ритмика, аэробика ) – половой акт.

ТОПОР (тесак, секира ) – пенис.

ТРАП – символ полового акта.

ТРЕХЛИСТНОЕ РАСТЕНИЕ (цветок ) – мужские гениталии (пенис и мошонка).

ТРИ, ТРОЙКА (число, цифра, тройной предмет, образ ) – мужские гениталии.

ТРОСТЬ – пенис.

ТРУБОЧИСТ – любовник, сексуальный партнер.

ТУПИК – психический конфликт, неразрешимая ситуация, чувство безысходности, разочарования.

ТУФЛЯ – влагалище.

УГРОЗА ОРУЖЕМ — 1) переживание о коитусе; 2) переживание об изнасиловании.

УЛИТКА – женские гениталии.

УМЕРШИЕ ( умершие, покойные родители, близкие ) – 1) утешение или удовлетворение от осознания того, что данное лицо на самом деле умерло и, таким образом, уже не может каким-либо способом повлиять на реальность нашей жизни; 2) изображение оттесненной скрытой мысли, вызывающей неосознанное чувство вины, бессознательные самоупреки, угрызения совести; 3) подчеркивание нелепости, абсурдности чего-либо в сновидении («это столь же нелепо, как и то, что покойник ожил»).

УТЮГ – мужской половой член.

УХО – символ женских гениталий; прокалывание – дефлорация.

ФАТА – женские гениталии.

ФЛЕЙТА (игра на флейте ) – символ онанизма, самоудовлетворения.

ФОНТАН – пенис.

ФРУКТ – грудь и ягодицы у женщин.

ФУЖЕР – влагалище.

ХЛЫСТ (вожжи, бич, плетка, кнут ) – наличие садистских или мазохистских наклонностей. ХРОМОТА – наличие какого-либо комплекса.

ЦАРСКАЯ ЧЕТА, СЕМЬЯ (царь, царица, царевна, царевич; король, королева, принцесса, принц; император, императрица, кронпринцы, наследники ) – родители (отец, мать), дети (дочь, сын – сестра, брат).

ЦВЕТЫ – 1) женские гениталии; 2) девственность.

ЦЕППЕЛИН – пенис.

ЦЕРКОВЬ – женщина.

ЦИЛИНДР ( головной убор ) – 1) пенис; 2) мужчина.

ЧАСЫ – символ женских гениталий, где циферблат – вагина, стрелки – клитор (либо пенис во влагалище), тиканье часов – эрекция, пульсация клитора; маятник – клитор (либо пенис во влагалище).

ЧАША – влагалище.

ЧЕМОДАН – женские гениталии.

ЧЕРВЯК – ребенок.

ШАХТА – влагалище.

ШЕСТ — пенис

ШИРМА – защитный экран, покров, устраняющий нечто неприятное, либо наоборот подчеркивающий подсознательное стремление к тому, что находится за ширмой.

ШКАТУЛКА – влагалище.

ШКАФ – 1) матка; 2) женские гениталии; 3) моральные ограничения (реже).

ШЛЯПА ( как мужская, так и женская ) – 1) пенис; 2) мужчина; 3) иногда женщина.

ЩЕНОК ( котенок ) – ребенок.

ЭКВИЛИБРИСТ ( акробат , гимнаст ) – символ полового акта. ЭКЗАМЕН (сдача экзаменов и зачетов в школе или колледже, сессии и защита дипломной работы в вузе ) – 1) символ успешного преодоления стоящей перед личностью важной задачи, принятия ответственного решения (на следующий, как правило, день, либо в ближайшие дни); защита, утешение и подсказка (т. к. всегда снятся экзамены, которые сдал, а не провалил), что все пройдет так же гладко и будет успешно решено, как и в тот, снящийся раз; 2) упрек в ребячестве, детских страхах, инфантильном упрямстве (часто по поводу предстоящей сексуальной близости).

ЯБЛОКО – женская грудь.

ЯГОДИЦЫ – прикосновение к ягодицам является ритуалом плодородия.

ЯЩЕРИЦА – пенис.

ЯЩИК – женские гениталии. Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *